24 июня 2023 года был принят закон №274-ФЗ » О внесении изменений в кодекс Российской федерации об административных нарушениях». По этому закону с 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки рекламы можно попасть на штрафы. Что такое маркировка рекламы и что надо знать, чтобы не пришлось связываться с судами и платить штрафы?
Оглавление
- 1 В чем отличие рекламы от информации, не имеющей рекламного характера
- 2 Отличие саморекламы от информации
- 3 Что такое маркировка рекламы
- 4 Что такое идентификатор рекламы
- 5 Алгоритм размещения интернет-рекламы
- 6 Какие операторы рекламных данных (ОРД) уже есть на рынке
- 7 Кто должен маркировать рекламу
- 8 Требования к маркировке рекламы в видео и прямых эфирах
- 9 Ответственность за несоблюдение требований законодательства о маркировке рекламы
В чем отличие рекламы от информации, не имеющей рекламного характера
В настоящее время в социальных сетях, на сайтах очень много информации рекламного характера. Многие люди до сих пор не знают об изменениях в российском законодательстве в отношении рекламы. Но, как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Давайте разбираться, за что можно получить штраф, а когда «гроза пройдет мимо» и ваш пост или креатив не привлечет к себе внимание карающих органов.
Что такое реклама простыми словами.
Информация, размещенная в интернете, на любом ресурсе, считается рекламой, если она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, подогревает к нему интерес и способствует продвижению товара на рынке. В новых правилах появился термин «рекламный креатив». Под него могут попасть изображения товара с надписями рекламного характера, баннер,сторис и рилс в социальных сетях,видео, в котором есть призыв к действию или сравнение товаров с явным выделением какого-то одного.
Что не является рекламой.
- Если вы размещаете информацию о продуктах вашей компании (акции, скидки, мероприятия) без явного выделения какого-то отдельного продукта.
- Рассказываете о разных товарах, проводите сравнительные характеристики, но не выделяете конкретный товар или производителя товара.
- Подаете информацию о товарах в виде каталога.
- Публикуете справочные материалы (обзоры рынка, исследования)
- Объявления о продаже на сайтах Авито, ЦИАН и других классифайдах.
- Рассказываете об ассортименте товара, упоминаете о новинках в постах в закрытых профильных блогах и сообществах.
- Делаете персональное предложение конкретному лицу в личных сообщениях, по емайл. В этом случае у сообщения должна быть маркировка, но не требуется идентификатор. Это касается также закрытых групп и сообществ.
Отличие саморекламы от информации
Если у вас есть товары собственного производства или вы предоставляете свои услуги, то, как правило, вы даете об этом информацию в интернете. Согласно письму ФАС от 22.11.2021 года № 08/98550/21 «Об информации на сайте» размещение рекламодателем информации, относящейся к его деятельности на собственных ресурсах не будет являться саморекламой, если цель такого размещения информирование. Если цель размещения — продвижение товара и услуг, есть призыв к действию, то такая информация является саморекламой.
Самореклама | Информация | |
Цель | Привлечь внимание к объекту рекламирования в целях продажи/Продвигать компанию/Привлечь новых клиентов | Рассказать о деятельности компании, об ассортименте продукции. |
Содержание информации | Выделение одного продукта по сравнению с другими. Информация об этом продукте или услуге дается слишком подробная, эмоционально окрашенная, есть призыв к действию | Представление о продуктах дается в равном объеме, без выделения конкретного продукта. |
Внешний вид | Привлекает внимание, выделяется по цвету или шрифту, используется сквозной баннер | Информация интегрирована в контент ресурса, кроме нее предлагается и другая информация. |
Кому предназначается | Информация предназначена неопределенному кругу лиц | Персональное предложение конкретному лицу. |
Что такое маркировка рекламы
Маркировка — это пометка словом «реклама» с указанием на рекламодателя и /или его сайт, где размещена основная информация о рекламодателе. Маркировка размещается на рекламном креативе. Если рекламодатель является индивидуальным предпринимателем, указывается его ИНН или ОГРН. Если рекламодатель юридическое лицо, то указывается организационно-правовая форма и название, например, ООО «Ромашка», также указывается ОГРН.
Что такое идентификатор рекламы
Если информация считается рекламным креативом и публикуется для неопределенного круга лиц, то такой креатив должен быть снабжен идентификатором, который представляет собой уникальный набор цифр и букв и предназначается для отслеживания рекламы. Выглядит он так.
Идентификатор (токен) не требуется размещать в самом рекламном креативе. Его место в кликабельной ссылке или коде на баннере. Если технически невозможно разместить идентификатор в ссылке или коде, то он размещается в виде текста «erid:ххх» над рекламным объявлением, в его начале или в ответе на свой рекламный пост. Важно, чтобы между рекламой и этим сообщением прослеживалась связь. Например, если вы даете рекламу в телеграмм в формате видео сообщения в кружочке, то идентификатор должен быть расположен прямо под ним.
Алгоритм размещения интернет-рекламы
По новым правилам, если вы хотите разместить рекламу, то вам потребуется создать кабинет в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Но напрямую передавать рекламные объявления в ЕРИР вы не сможете. Этим будут заниматься операторы рекламных данных (ОРД). После выбора оператора с ним заключается договор. ОРД будут регистрировать рекламные креативы, выдавать идентификаторы и отправлять промаркированные креативы в ЕРИР, где они будут храниться 5 лет. В течение следующего месяца рекламодатель должен отчитаться в ОРД о результатах рекламной компании. Данные в реестре доступны участникам рекламного рынка, Роскомнадзору, ФАС и ФНС. ФАС будет контролировать законность размещения рекламы, а налоговая отслеживать доходы от рекламы и ,соответственно, правильность налогообложения.
Какие операторы рекламных данных (ОРД) уже есть на рынке
На сегодня бесплатная маркировка рекламы предоставляется рекламной сетью яндекс (РСЯ) и В Контакте. Если вы размещаете рекламу от Яндекс, или размещаете рекламу В Контакте,то от вас ничего не потребуется.
Если вы размещаете рекламу самостоятельно на других ресурсах, то нужно будет заключить договор с любым другим ОРД. Ежемесячная оплата за услугу колеблется в разных ОРД от 1000 рублей до 5000 рублей и выше.
Кто должен маркировать рекламу
В зависимости от того, кто хочет опубликовать рекламу, тот участник и подает рекламное объявление на регистрацию в ОРД. Распространитель рекламы должен удостовериться, что реклама зарегистрирована в ЕРИР. Например, рекламное объявление может иметь маркировку, но если рекламодатель не получил в ОРД идентификатор, то штраф получит в первую очередь распространитель. Поэтому владельцы сайтов должны внимательно изучать коды рекламных баннеров и кликабельных ссылок на предмет наличия в них идентификатора. Одной маркировки недостаточно, важно, чтобы креатив был зарегистрирован в ЕРИР.
В случае, если рекламодатель не желает сам связываться с регистрацией рекламы, он может заключить с рекламораспространителем договор, в котором закрепляется обязанность исполнителя самостоятельно передать информацию о заказчике рекламы в ЕРИР.
Требования к маркировке рекламы в видео и прямых эфирах
Маркировка рекламы требуется не только для изображений и текстов. Прямые эфиры, рилс, сторис также подпадают под маркировку. Но если рилс и сторис можно сделать и промаркировать заранее, то прямые эфиры маркируются после проведения. Для маркировки прямых эфиров идентификатор размещается над видео или в описании под видео.
Ответственность за несоблюдение требований законодательства о маркировке рекламы
Как эффективно будет работать закон о маркировке рекламы покажет время. Сейчас трудно сказать, кто больше будет привлекать внимание в интернет-пространстве: крупные фирмы и блогеры или простые пользователи, которые будут публиковать информацию, подпадающую под определение рекламы с нарушением законодательства. Когда появится судебная практика будет понятнее.